В соответствие с ФЗ №102 от 26.06.2008 г, приказами Росстандарта № 1658 от 25.12.2015 и №1284 от 9.09.2016 утвержденные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии типы тахографов и модулей СКЗИ вносятся в государственный реестр и подлежат метрологической поверке в обязательном порядке.

Тахографы регистрируют и сохраняют информацию, касающуюся скорости ТС, километража, режимов работы водителя, имеющую юридическое значение и использующуюся в качестве доказательства в спорных ситуациях. Именно поэтому контрольные устройства и блоки СКЗИ относятся к средствам измерений, которые должны отвечать метрологическим требованиям, и необходимы для обеспечения безопасности дорожного движения и охраны труда.

КОГДА ПРОВОДЯТ ПОВЕРКУ ТАХОГРАФА И БЛОКА СКЗИ

Первичная поверка проводится на предприятии-изготовителе и подтверждается свидетельством, проверить действительность которого можно в реестре Росстандарта. Межповерочный интервал или срок действия составляет 7 лет для цифровых устройств контроля и 4 года для модуля СКЗИ. Обязательные поверки выполняются:

  • При вводе в эксплуатацию после ремонта или хранения тахографа в течение времени, превышающего межповерочный интервал.
  • При повреждении пломбировки.
  • При повторной регулировке или сомнениях в корректности показаний.

Важно не путать поверку с калибровкой. Первая процедура выполняется для подтверждения соответствия оборудования метрологическим требованиям, установленным в технической документации производителя. Вторая — для подтверждения метрологических характеристик: погрешности и диапазона, которые определяют точность измерений.

ПОРЯДОК ПОВЕРКИ ТАХОГРАФА

В соответствии с ч.2 ст.13 федерального закона №102 и приказом Минтранса №36 поверку и проверку тахографов осуществляют аккредитованные организации.

Порядок действий:
  • Прием устройства контроля с техническим описанием, паспортом и свидетельством о предыдущей поверке.
  • Проведение внешнего осмотра на отсутствие повреждений элементов, разъемов и пломб.
  • Выполнение процедур по методике, которая соответствует оборудованию и предоставляется производителем по запросу.
  • Выдача свидетельства для подтверждения результатов.

В соответствии с постановлением Правительства №311 от 2.04.2015 по заявлению владельца ТС поверка может проводиться на основании признания результатов калибровки, если они совпадают с требуемыми значениями метрологических/технических характеристик.

ГДЕ ВЫПОЛНИТЬ ПОВЕРКУ ТАХОГРАФА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ?

«ГЛОНАСС ОМНИКОММ» оказывает полный спектр услуг, связанных с реализацией вопросов тахографического контроля.

«ГЛОНАСС ОМНИКОММ» предлагает:
  • Выполнение процедуры в порядке, установленном действующим Законодательством РФ (в частности приказом Минпрома №1815 от 2.07.2015 г.).
  • Разумные цены, и максимум комфортных условий.
  • Надежность (присутствие нашей мастерской в реестре Росавтотранса).

Контролирует соблюдения требований законодательства Росстандарт. Согласно ст. 13.19 КоАП за отсутствие поверки можно заплатить до 100 000 рублей

Закон о поверке тахографов

Единый закон о поверке тахографов на сегодняшний день в РФ отсутствует. Но, несмотря на это процедура метрологического контроля для большинства бортовых самописцев является обязательной – и это отражено сразу в нескольких нормативно-правовых актах. Поэтому, хоть сослаться на закон о поверке тахографов не получится, При этом цифровые тахографы выполнять эту процедуру нужно. Ниже мы рассмотрим, какие документы регламентируют этот процесс, а также проанализируем некоторые нюансы, которые будут важны для владельцев автомобилей с установленными контрольными приборами.

Процедура поверки тахографа

Поверка – это процедура, которая должна подтвердить корректность работы тахографа, а именно – соответствие его метрологических характеристик фактическим значениям. Выполняется проверка сертифицированными организациями, которые обладают всем необходимым оборудованием для проведения метрологического контроля.

При этом:
  • Проверяется правильность подключения самописца и отсутствие вмешательства в его работу (вскрытие корпуса, блока НКМ, отсутствие дополнительных устройств).
  • Производится тарирование (калибровка) тахографа.
  • Выполняется собственно метрологическая поверка тахографа — данные прибора, снятые при контрольном измерении, сверяются с фактическими данными.
  • Вся полученная информация заносится в протокол.

На основании протокола выдается свидетельство о прохождении поверки, а устройство пломбируется для защиты от вмешательства в его работу. Для подтверждения того, что самописец прошел поверку в установленные сроки необходимо предъявить представителю контролирующего органа полученный документ и продемонстрировать отсутствие повреждения пломбы.

Нормативная база, регламентирующая поверку

Метрологический контроль бортовых самописцев является обязательным. Требования в проведении такой процедуры, а также сведения о ее периодичности и о том, какие приборы должны ей подвергаться, содержатся в следующих нормативах:

  • ФЗ №102 от 26.07.08 «Об обеспечении единства измерений».
  • ФЗ № 254 от 21.07.14 г., вносящий изменения в предыдущий закон и приравнивающий бортовые самопищущие устройства к средствам измерения.
  • Приказ №1658 ФА по техническому регулированию и метрологии от 25.12.15 «Об утверждении типов средств измерений»
  • Приказ № 727 МВД РФ от 14.11.16 г, регламентирующий надзор за эксплуатацией ТС.
  • Приказ МинТранса РФ № 36 от 13.02.13 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства».
  • Приказ МинТранса РФ № 55 от 20.02.17 «О внесении изменений в приказ № 36».

Именно последний документ, который вступил в силу с 16 мая 2017 года, сегодня является основным нормативным актом, регламентирующим требования к контрольным самопишущим приборам, установленным на автомобили.

Данный приказ однозначно утверждает обязательность прохождения поверки тахографов, а также определяет перечень контролируемых параметров. Кроме того. Приказ 55 прямо запрещает одновременную установку на одном автомобиле приборов двух типов – самописца с модулем СКЗИ и устройства ЕСТР.

Какие тахографы подлежат контролю?

После последних изменений регламентирующие поверку тахографов законы и приказы, а также документы, определяющие общие правила оснащения машин такими устройствами, более не содержат противоречий. Согласно нормативам:

  • Поверять нужно приборы, которые разрешены к эксплуатации на территории РФ.
  • В этот список включены тахографы, оснащенные блоком СКЗИ, который внесен в перечень средств измерений (на данный момент это блоки НКМ-К и НКМ-2).
  • Использование тахографов, не соответствующих требованиям нормативной базы, не допускается.
  • Также не разрешается эксплуатировать автомобиль, на котором установлено непроверенное устройство (отсутствует наклейка на приборе, свидетельство или запись в формуляре).

Сроки поверки тахографа и ответственность

Изначально периодичность метрологического контроля определялась производителем устройства: для большинства приборов, устанавливаемых на автомобилях, этот срок составлял до 7 лет. Нормативные документы, принятые в РФ, устанавливают и другие сроки – не реже одного раза в 3 года.

На сегодняшний день должны быть поверены все приборы, выпущенные и установленные до момента выхода приказа об обязательном метрологическом контроле.

При этом цифровые тахографы с блоком СКЗИ введенные в эксплуатацию до 20.02.2017 г. (т.е. до выхода приказа № 55) можно использовать без поверки до будущей замены СКЗИ – и только при установке нового модуля НКМ провести все необходимые операции.

Ответственность за эксплуатацию авто с устройством, не прошедшим указанную процедуру, прописана в КоАП (статья 19.19). Суммы штрафов составляют:

  • Для юридических лиц – до 100 тыс. рублей.
  • Для должностных лиц, отвечающих за выпуск машины на линию – до 50 тыс. рублей.

Помимо этого, отсутствие документов, подтверждающих прохождение метрологического контроля, может быть приравнено к фактическому отсутствию бортового самописца. А оно, в свою очередь, наказывается штрафами в соответствии с 11.23 КоАП.

Что делать с тахографами старого образца?

Порядок действий владельца автомобили или должностного лица зависит от того, какая именно модель прибора установлена на машине:

  • 12.2015 все модели тахографов были внесены в перечень средств измерения.
  • В феврале 2017 года в этот перечень также были включены устройства Drive Smart/Drive 5.
  • В том же месяце законодательно была утверждена возможность прохождения процедуры путем замены модуля НКМ на поверенный модуль.

Таким образом, приборы, использование которых в РФ разрешено, должны быть поверены в установленные сроки. Если же на машине установлен тахограф устаревшей моделей, он подлежит замене.

Нормы закона о поверке тахографов и связанных приказов обязательны к исполнению как юридическими лицами, так и частными предпринимателями. Чтобы избежать штрафных санкций, необходимо заранее позаботиться о том, чтобы самопишущее оборудование было проверено с выдачей соответствующего свидетельства.

По материалам ООО "Эра-Глонасс" http://eraglonass.ru