Тахографы: кто и зачем вводит в заблуждение перевозчика?
Ни для кого не секрет, что заниматься грузопассажирскими перевозками в настоящее время очень непросто, а на фоне последних изменений законодательства и новых инициатив многие транспортные компании и индивидуальные предприниматели всерьез опасаются потери рентабельности бизнеса. Для некоторых же организаций такое положение вещей является крайне выгодным.
В этом материале речь пойдет о некоторых представителях тахографической отрасли, которые зарабатывают на желании перевозчиков снизить экономические издержки своего бизнеса и о том, как не стать жертвой их обмана.
Как показал опыт европейских стран, тахограф является эффективным инструментом повышения безопасности автотранспортных перевозок. Но, если честно, многим перевозчикам контрольный прибор доставил проблемы. Во-первых, сам тахограф нужен государству, а покупать его, в отличие от того же терминала «Платон», перевозчику приходится на свои средства. Во-вторых, законодательная база российской тахографии находится в процессе формирования, что приводит к тому, что не все контрольные устройства, которые присутствуют на рынке, являются тахографами с юридической точки зрения, а значит, можно купить такой прибор, который впоследствии придется заменить.
Именно тут для недобросовестных производителей тахографов и мастерских открываются большие перспективы получения прибыли.
Выбрать модель тахографа – задача непростая. Законодательство предъявляет ряд требований к тахографу, однако они изложены не в едином документе, а сформированы по совокупности в различных нормативно-правовых актах.
Для того, чтобы сделать правильный выбор тахографа, перевозчику необходимо учитывать требования каждого вышеприведенного документа. В противном случае контрольное устройство не будет тахографом в законодательном понимании.
И тут начинается самое интересное.Широкую огласку в информационном пространстве получила информация, что чиновники обманывают перевозчиков, путая их в «обязательных» и «необязательных» требованиях к тахографам.
Простыми словами, группа «активистов-защитников интересов транспортных компаний» заявляет о том, что далеко не все законодательные нормативные документы являются обязательными для применения, а именно – Приказ Минтранса РФ от 13.2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (36 Приказ Минтранса) носит исключительно рекомендательный характер, неукоснительно же соблюдать необходимо только требования Технических регламентов.
Конечно, перевозчик в это хочет верить, и причина тому одна – чем меньше требований нужно учесть, тем больше вероятность сэкономить на покупке тахографа. И поэтому он уже готов выслушать обоснование любой, даже самой немыслимой теории. А такое обоснование ему предоставляется, только вот кому это выгодно на самом деле?
Рассмотрим далее.
Как убеждают перевозчиков в том, что требования 36 Приказа Минтранса не носят обязательного характера.
Мнение о том, что 36 Приказ Минтранса носит рекомендательный характер, основывается на фразе, которая присутствует в тексте нормативного документа, имеющего преимущественную юридическую силу относительно данного Приказа - Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (184-ФЗ), которая звучит следующим образом:
«Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера…»
Отсюда активисты сразу формируют вывод: так как тахограф является объектом технического регулирования, он в обязательном порядке попадает под юрисдикцию 184-ФЗ. И это справедливо. Далее фраза о «рекомендательном характере» служит опорой для аргументации о том, что Минтранс России не имеет полномочий предъявлять требования к тахографам в сфере технического регулирования, и именно в этот момент происходит подмена понятий: сфера технического регулирования выдается за технические требования, а это не так.
Далее происходит дискредитация всех требований по установке, обслуживанию и калибровке тахографов, а также других требований технического характера, которые на самом деле являются обязательными.
Перевозчик такому положению вещей радуется – в его голове сразу формируется мысль, что можно купить практически любое контрольное устройство, а требования Минтранса России – это всего лишь путаница, которую устроили чиновники!
Правда или нет?
Необходимо сказать сразу – теория о рекомендательном характере 36 Приказа Минтранса является вымыслом. Более того,установив контрольный прибор в автотранспортное средство, не соответствующий данному нормативному документу, перевозчик будет вынужден в очень скором времени его заменить, так как легитимным такое устройство не является.
Исключение составляют только международные перевозки, оснащение тахографами которых осуществляется в соответствии с требованиями ЕСТР (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки).
Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» является обязательным для исполнения – так же, как и требования 36 Приказа Минтранса
Фраза: «Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера…» действительно присутствует в Федеральном законе № 184-ФЗ - это пункт 3 статьи 4. Однако понятия «техническое регулирование» и «технические требования» - не являются равнозначными, как это кажется на первый взгляд. Именно поэтому с помощью вышеуказанной фразы в статье 184-ФЗ легко манипулировать сознанием перевозчика, уводя его в сторону ради достижения своих интересов.
Для начала необходимо понять, что 184-ФЗ не запрещает издавать Федеральным органам исполнительной власти акты, предъявляющие как технические, так эксплуатационные и иные требования, при этом в сфере технического регулирования такие документы будут носить рекомендательный характер, а если требования лежат вне сферы технического регулирования - обязательный.
Далее смотрим, что именно относится к сфере технического регулирования, а что – нет: область применения Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» указана в статье 7:
«Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
– безопасность излучений;
– биологическую безопасность;
– взрывобезопасность;
– механическую безопасность;
– пожарную безопасность;
– безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
– термическую безопасность;
– химическую безопасность;
– электрическую безопасность;
– радиационную безопасность населения;
– электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
– единство измерений;
– другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона».
Становится ясно, что сфера технического регулирования распространяется на безопасное применение тех или иных продуктов или процессов, а все остальные аспекты: функционирования, применения, установки, эксплуатации, в том числе технические требования к продукции – находятся вне сферы технического регулирования.
Статья 6 184-ФЗ также приводит цели принятия технических регламентов:
1. «Технические регламенты принимаются в целях:
– защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
– охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
– предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
– обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается».
Это подтверждает, что юрисдикция 184-ФЗ – это вопросы обеспечения безопасности, а выполнение требований 184-ФЗ не упраздняет необходимости выполнения требований нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые регулируются другими Федеральными законами. Поэтому все требования к тахографу как к объекту технического регулирования изложены в 184-ФЗ, а требования к тахографу как прибору, участвующему в процедурах государственного контроля соблюдения режимов труда и отдыха водителями – изложены в Федеральном законе от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (196-ФЗ).
Статья 20 196-ФЗ поручает Правительству Российской Федерации определить требования к тахографам, во исполнение данного поручения выходит Постановление Правительства от 23.11.2013 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы», которое, в свою очередь, поручает Минтрансу установить требования к тахографам, порядок оснащения и т.д., что и изложено в 36 Приказе Минтранса и к юрисдикции 184-ФЗ не имеет никакого отношения.
Что на самом деле нужно перевозчикам?
В первую очередь – бдительность.Нужно четко понимать, что под эгидой защиты интересов транспортных компаний недобросовестные производители тахографов и мастерские лоббируют свой интерес.
А интерес этот крайне прост и прозаичен: продажа контрольных устройств. Стоит подчеркнуть, что именно тех, которые соответствуют лишь части законодательных требований, а не тахографов в законодательном понимании - соответствующих требованиям всей нормативно-правовой тахографической базы в совокупности.
Перевозчику также предлагают (что неудивительно!) помощь в решении споров с контролирующими органами. Правда, брать на себя какие-либо конкретные обязательства «защитники интересов» не станут. Зато «бороться до конца» с контролирующими органами призывать будут обязательно. Однако важно четко понимать: если в если в кабине автомобиля установлен контрольный прибор, отвечающий не всем требованиям законодательства, а «выборочно» некоторым нормативно-правовым актам, легитимным тахографом он не является и подлежит демонтажу, а впоследствии перевозчика ждет переоснащение.
Конечно, каждый владелец автотранспортного предприятия хочет, чтобы государство его не тревожило нововведениями. И тахография, которая на данный момент в России только формируется, - не исключение. В дальнейшем российские транспортные компании, как и европейские, оценят эффективность и положительное влияние на бизнес тахографической системы. Но сейчас это время еще не пришло, поэтому соблазн в той или иной мере «обойти» законодательство присутствует в менталитете российского перевозчика. Организации, зарабатывающие на продаже «не до конца соответствующих» тахографов, будут этот соблазн подогревать. Самое же главное, что перевозчики должны всегда помнить о том, что ответственность за любое несоответствие контрольного прибора законодательным требованиям, в том числе 184-ФЗ и 36 Приказу Минтранса - лежит на них одних. И только перевозчику придется платить за последствия всех нарушений.
Минимальными критериями соответствия тахографа требованиям российского законодательства являются:
– Наличие на модель тахографа сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011;
– Наличие модели тахографа в перечне ФБУ «Росавтотранс»;
– Наличие на модель тахографа сертификата электромагнитной совместимости компонентов транспортного средства:
– Сертификат соответствия единым глобальным Правилам ЕЭК ООН № 10
и/или
– Сертификат соответствия ГОСТ Р 41.10-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости»;
– Наличие на модель тахографа свидетельства утверждения типа средства измерения, наличие на каждый тахограф действующего сертификата о метрологической поверке;
– После установки и калибровки тахографа все соединительные разъемы, по которым поступают входные сигналы, - опломбированы, а калибровочная табличка находится на борту автомобиля.
Рекомендуем перевозчикам проверить свой тахограф на соответствие вышеуказанным критериям, чтобы удостовериться в легитимности своего тахографа и обезопасить себя от возникновения штрафов, простоев автомобиля и других последствий покупки контрольного прибора, не соответствующего требованиям действующего законодательства.
По материалам: АвтоТрансИнфо