Тахографы как вид измерительного оборудования на транспортных средствах играют важнейшую роль. Их главная задача - осуществление постоянного, автономного и полного контроля за определенными параметрами работы автомобиля. Сегодня на рынке представлены два вида такого оборудования, классифицированного по стране-производителю, - российские и европейские.

Европейские тахографы, отвечающие требованиям ЕСТР

Европейские тахографы как вид измерительного оборудования применяются как в Европе, так и в странах, присоединившихся к исполнению требований ЕСТР(Россия - в их числе). ЕСТР - это Европейское соглашение, регулирующее работу экипажей транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки. С помощью контроля с использованием тахографов обеспечивается выполнение требований этого соглашения.

Они нашли реализацию в осуществлении постоянного, автономного и объективного контроля определённых параметров, указанных в документах ЕСТР. Определяющими факторами в понятии тахографа являются принципы контроля: постоянный, автономный, объективный и, самое главное, обеспечивающий неотвратимость наказания. Особое внимание уделяется именно двум последним принципам  - объективности и неотвратимости наказания.

Тахографы используются в процессе международных перевозок, контроль с их помощью осуществляется на территории различных стран, эксплуатация приборов - водителями различных национальностей. Такие условия использования и выдвинули ряд требований к прибору - европейские тахографы имеют наднациональный интерфейс общения. Это реализуется через использование пиктограмм - графических изображений режимов работы, различных событий и команд, которые дают возможность пользователю управлять таким прибором. При этом язык меню, установленный на приборе ранее, знать необязательно.

По видам европейские тахографы делятся на две группы: аналоговые(эксплуатация большинства из них в ЕС запрещена по состоянию на 16.06.2006 г., в присоединившихся странах - на 16.06.2010г.) и цифровые. В России эксплуатация установленных ранее аналоговых тахометров разрешена до 01.01.2018г.

Тахограф российско-германского предприятия ООО "Континентал Аутомотив РУС"

1. Цифровой ЕСТР- тахограф DTCO 1381 - его используют в качестве штатного прибора все европейские компании-производители транспортных средств. В этом тахографе реализована функция "Помощник водителя", помогающая водителю соблюдать предписанные режимы труда. Также нашла воплощение функция регистрации координат транспортного средства, её обеспечивает навигационный модуль DTCO® GeoLoc.

Российские тахографы

В 1996 году вступило в силу постановление Правительства РФ от 03.08.1996 г. за № 922. Согласно ему все автобусы, имеющие более 20 мест и грузовые транспортные средства, разрешённая полная масса которых более 15 тонн(при этом они осуществляют междугородние перевозки), должны быть в обязательном порядке оборудованы тахографами.

Главная цель такого оснащения - обеспечение безопасных условий перевозок, контроль за соблюдением водителем режима труда и отдыха.

Условия международного договора ЕСТР, который подписала Россия, требуют, чтобы тахографами были оснащены все автобусы и грузовые транспортные средства, которые осуществляют международные перевозки. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009г. №720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.09.2010 №706, от 06.10.2011 №824) требует обязательной установки тахографов для автомашин М2, M3, N2, N3.

При этом процесс оснащения транспортных средств контрольными устройствами должен соответствовать Приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года №36, с изменениями и дополнениями к нему:

  1. Приказ Минтранса России от 21 августа 2013 г. №273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами"
  2. Приказ Минтранса России от 17 декабря 2013 г. №470 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36".

Конструкция российских тахографов обязательно должна иметь средства криптографической защиты информации (СКЗИ). Требования к таким средствам защиты(по применению блока СКЗИ в составе тахографов) установлены Приказом № 36 от 13.02.2013 Министерства Транспорта РФ .

Существует утвержденный перечень моделей тахографов, к эксплуатации разрешены только устройства, которые имеются в таком перечне. Российские тахографы разрешены только по территории РФ. В международных перевозках эксплуатируются европейские тахографы.